Приказами Минфина России от 18.09.2006 № 116н (зарегистрирован в Минюсте 24.10.2006 № 8397) и от 18.09.2006 № 115н, во-первых, внесены изменения в состав показателей образца формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а во-вторых, якобы упрощена классификация доходов и расходов в бухгалтерском учете.
Вышеуказанными приказами были внесены изменения в ряд нормативных актов по бухгалтерскому учету:
№ п/п |
№ приказа |
Нормативный акт |
Пункт |
Комментарий |
1 |
№115н |
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
П. 22. П. 27, абзац 13. |
Отменена классификация прочих расходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Теперь расходы, ранее учитывавшиеся как чрезвычайные, для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности признаются прочими расходами. |
П. 23, абзац 5. |
Изменен состав показателей, отражаемых в Отчете о прибылях и убытках. Из состава показателей исключены:
Вместо них введены показатели:
Чрезвычайные доходы и расходы исключены из состава показателей отчета о прибылях и убытках полностью. |
|||
2 |
№115н |
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» |
П. 12, абзац 5,13. |
Из состава показателей, не являющихся доходами и расходами отчетного сегмента исключены чрезвычайные доходы и расходы. |
3 |
№115н |
ПБУ 14/2000 «Нематериальные активы» |
П. 29, абзац 3 |
Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации теперь не как операционный доход, а как прочий доход. |
4 |
№115н |
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» |
П. 9, абзац 2. |
Целевое финансирование капитальных расходов учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации теперь как прочие доходы. |
П. 10 |
Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации теперь как прочие доходы. |
|||
П. 21, абзацы 1,2. |
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации,как в текущем, так и в прошлых периодах, отражаются теперь в составе прочих доходов. |
|||
5 |
№116н |
ПБУ 9/99 "Доходы организации" |
П. 4, пп. «б», пп. «в». П.5, абзац 5. П. 7, абзац 1. П. 8, абзац 1. П. 9, 18, 18.1, 18.2. |
Из состава доходов исключены термины «операционные», «внереализационные» и «чрезвычайные доходы». Вместо этого введен в оборот термин «прочие доходы». |
6 |
№116н |
ПБУ 10/99 "Расходы организации" |
П.4, абзац 3,4,5. П.5, абзац 5. П.11, абзац 1,9. П. 12, абзац 1,9. П. 13, 17, 21, 21.2. |
Из состава доходов исключены термины «операционные», «внереализационные» и «чрезвычайные доходы». Вместо этого введен в оборот термин «прочие доходы». |
7 |
№116н |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
П. 56 |
Согласно правке отрицательная деловая репутация организации равномерно списывается на финансовые результаты организации как прочие доходы. |
8 |
№116н |
ПБУ 6/01 "Учет основных средств" |
П. 31. |
Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. |
9 |
№116н |
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности" |
П. 9, абзац 3. П. 10, абзац 4,6. П. 11, абзац 5. П. 20, абзац 4. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому термин «внереализационные расходы», заменяется термином «прочие расходы». |
10 |
№116н |
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" |
П. 17, абзац 1 и 2. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому термин «операционные расходы», заменяется термином «прочие расходы». Кроме того, уточнен состав показателей отчета о прибылях и убытках. |
11 |
№116н |
ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКР и технологические работы" |
П. 7, абзац 6 и 7. П. 8, 15, 16. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому слово «внереализационные», заменяется словом «прочие». |
12 |
№116н |
ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" |
П. 9, абзац 4. П. 11, 20, абзац 2. П. 22, 35,36. П. 38, абзац 4. П.39, абзац 1 и 2. П. 40. П. 42, абзац 9. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому слово «операционные», заменяется словом «прочие». |
13 |
№116н |
ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" |
П. 14. П. 15, абзац 1.. П. 16, абзац 1. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому термин «операционные доходы и расходы», заменяется термином «прочие доходы и расходы». |
14 |
№115н |
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» |
П. 14, 15. П. 18, абзац. П. 20. П. 33, абзац 5. |
Изменения носят редакционный характер, согласно которому термин «операционные расходы», заменяется термином «прочие расходы». |
15 |
№115н |
Приказ 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» |
П. 4. Приложения к приказу. |
Утвердить прилагаемые Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Изменен состав показателей, отражаемых в Отчете о прибылях и убытках. Из состава показателей исключены:
Вместо них введены показатели:
Чрезвычайные доходы и расходы исключены из состава показателей отчета о прибылях и убытках полностью. |
П. 12 указаний |
Слово «операционные расходы» заменено словом «прочие расходы». |
|||
16 |
№115н |
План счетов бухгалтерского учета |
|
Изменения затрагивают счета бухгалтерского учета 02,11,44,71,76,91,99. Уточнена классификация доходов и расходов вместо операционных, внереализационных и чрезвычайных доход и расходов вводится понятие прочие расходы. Расходы, учитываемые ранее как чрезвычайные, на счете 99 «Прибыли и убытки» теперь учитываются как прочие доходы и расходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы». |
С 01.01.2000 года после введение в действие ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденных приказами Минфина России от 06.05.1999 №№ 32н и № 33н соответственно впервые была предусмотрена классификация доходов и расходов организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (прочие расходы). В состав прочих поступлений (прочих расходов) относились операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы (расходы). Однако не была приведена характеристика экономической сущности доходов (расходов) (операционных, внереализационных и чрезвычайных) и в отличие от ПБУ в инструкции о применении плана счетов в составе доходов и расходов, отражаемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", не выделялись операционные и внереализационные доходы и расходы.
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно должна была классифицировать поступления доходами (расходами) от обычных видов деятельности или прочими доходами (расходами).
В тоже время, несмотря на кажущуюся простоту в практической работе у бухгалтеров возникало немало затруднений при решении вопроса классификации прочих поступлений (расходов) по указанным видам.
И если:
- во-первых, руководствуясь предметом деятельности организации и списком операционных доходов и расходов, приведенных в ПБУ 9/99 и 10/99, организация с небольшими затруднениями определяла какие доходы, и расходы могут быть отнесены к доходам (расходам) от обычных видов деятельности и к операционным доходам (расходам);
- во-вторых, ориентируясь на перечень перечисленных в ПБУ 9/99 и 10/99 внереализационных расходов и доходов, т.е. поступлений и затрат организаций, непосредственно не связанных с процессом производства и обращения организации могли их четко идентифицировать.
То ясности относительно состава чрезвычайных расходов действующие нормативно правовые акты по бухгалтерскому учету не вносили. Так как единый подход к определению критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организаций к чрезвычайным, необходимый, в том числе для классификации чрезвычайных доходов и расходов в бухгалтерском учете, в Российской Федерации отсутствовал, каждая организация самостоятельно определяла подходы, используемые при идентификации поступлений и расходов как чрезвычайных.
Как правило, при решении вопроса о классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете рассматривали причины возникновения чрезвычайных обстоятельств: зависимость их возникновения от действий организации и ее работников, возможность предотвратить возникновение этих обстоятельств.
В чем же заключается сущность внесенных в вышеперечисленные нормативно-правовые акты изменений? По мнению Минфина, она состоит в том, что с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год - даты вступления в силу указанных приказов - организациям не требуется классифицировать в бухгалтерском учете и представлять в бухгалтерской отчетности прочие доходы и расходы с подразделением на операционные, внереализационные и чрезвычайные, что приближает российские правила формирования бухгалтерской отчетности к правилам МСФО.
Действительно МСФО 1 "Представление отчетности" не содержит таких статей как операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы/расходы. А в Отчете о прибылях и убытках показываются (наряду с другими) статьи "Прочие доходы", "Прочие расходы".
Однако справедливости ради следует отметить, что Минфин осуществил чисто техническую правку стандартов, не сблизив правила заложенные в МСФО и РПБУ, а именно:
- Согласно МСФО доход подразделяется на доходы от обычной деятельности (выручка) и прочие доходы. В МСФО отмечается условный характер отнесения доходов к той или иной группе в зависимости от конкретной деятельности организации и единый характер различных статей доходов по экономической природе, так как все они представляют собой увеличение экономических выгод. Однако, упразднив понятие операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, РПБУ по-прежнему регламентирован перечень поступлений, которые признаются, а не могут признаваться, прочими доходами. Кстати тоже самое относится и к расходам. Получается, что произошедшее сближение российских и международных стандартов, произошло только на терминологическом уровне, так как права организации в классификации доходов, впрочем, как и расходов между доходами от обычных видов деятельности и прочими, при предусмотренном стандарте перечне прочих расходов остаются в некоторой степени декларативными.
- Критерии признания дохода в ПБУ 9/99 во многом схожи с аналогичными критериями в МСФО, однако есть существенное отличие, заключающееся в том, что РПБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. В то время как МСФО упор делают на экономическое содержание сделки.
- При учете бартерных операций согласно МСФО существенное внимание уделяется на однородность обмениваемых товаров (услуг) и аналогичность их по стоимости. Если в ходе операции осуществляется обмен однородными и аналогичными по стоимости товарами (услугами), такая сделка не признается продажей. В российской системе бухгалтерского учета бартерные операции всегда рассматриваются как продажи.
- В международных стандартах одним из основополагающих принципов признания расхода, является вероятность получения дохода. Российскими же стандартами не ставится зависимость признания расхода от возможности получения дохода.
- ПБУ 10/99 предполагает отражение убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году в составе ранее внереализационных расходов, а теперь прочих и в Отчете о прибылях и убытках. Однако в соответствии с МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» все ошибки прошлых лет не должны влиять на прибыли и убытки текущего года.
- Пункт 18 ПБУ содержит возможность признания расхода по кассовому методу, что не соответствует МСФО;
- РПБУ предусматривают формирование Отчета о прибылях и убытках в формате «по назначению затрат», то есть деление затрат на себестоимость продаж, управленческие, операционные расходы и т. д. МСФО предусмотрено два альтернативных метода раскрытия затрат в Отчете о прибылях и убытках: по назначению затрат или по элементам затрат.
Как видим, изменения действительно носят пока только можно сказать редакционный характер. Единственный вопрос, по которому произошло сближение стандартов это исключение из состава расходов – чрезвычайных расходов.
Существовавшая неопределенность и возможность организации оценочно подходить к классификации обстоятельств в качестве чрезвычайных привела к необходимости принять изменения в международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Из новой редакции МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки", действующей с 01.01.2005г. было исключено понятие "результаты чрезвычайных обстоятельств". При этом в п. 85 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" прямо запрещает представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в Отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности.
Однако нельзя не признать, что приведенные изменения в некоторой степени сблизят российский бухгалтерский и налоговый учет. В налоговом учете уже сейчас существует только две группы доходов и расходов: доходы и расходы от реализации продукции, работ услуг (примерно соответствует доходам и расходам от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете) и внереализационные доходы и расходы (с учетом положений Приказа Минфина РФ №116н данная группа будет примерно соответствовать группе прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете).
В настоящее время группа внереализационных доходов и расходов в налоговом учете является более широким понятием, чем внереализационные доходы и расходы в бухгалтерском учете. В соответствии с Приказом МФ РФ №116н понятие "внереализационные доходы и расходы" из бухгалтерского учета вообще уйдет.
Однако образованная вместо операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов группа прочих доходов и расходов будет практически полностью соответствовать группе внереализационных доходов и расходов в налоговом учете.
С какого периода начинают действовать изменения, и каким образом они скажутся на бухгалтерской отчетности? Согласно приказам № 116н и № 115н вносимые изменения вступают в силу с отчетности за 2006г.
Следовательно, организация должна:
- во-первых, внести изменения в разработанные образцы форм № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
- во-вторых, внести изменения в рабочий план счетов с учетом требований вышеуказанных нормативных актов.
Рекомендованный состав показателей, отражаемых в Отчете о прибылях и убытках теперь следующий:
Отчет о прибылях и убытках
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|
наименование |
код |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
|
|
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
|
() |
() |
Валовая прибыль |
|
|
|
Коммерческие расходы |
|
() |
() |
Управленческие расходы |
|
() |
() |
Прибыль (убыток) от продаж |
|
|
|
Прочие доходы и расходы |
|||
Проценты к получению |
|
|
|
Проценты к уплате |
|
() |
() |
Доходы от участия в других организациях |
|
|
|
Прочие доходы |
|
|
|
Прочие расходы |
|
() |
() |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
|
|
|
Отложенные налоговые активы |
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
|
|
|
Текущий налог на прибыль |
|
() |
() |
………. |
|
|
|
Чистая прибыль (убыток) очередного периода |
|
|
|
СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы) |
|
|
|
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
|
|
|
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
|
|
|
К сведению, состав показателей обязательно подлежащих раскрытию в Отчете о прибылях и убытках в соответствии с МСФО несколько иной:
- выручка;
- финансовый результат от основной деятельности;
- финансовые расходы;
- доля в прибыли/убытке зависимых предприятий и от участия в совместной деятельности;
- налог на прибыль;
- финансовый результат от обычной деятельности;
- чрезвычайные доходы и расходы;
- чистая прибыль/убыток за период.
Кроме изменений в классификацию доходов и расходов и состав показателей отражаемых в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" были внесены изменения приказом № 115н в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в части:
-
уточнения классификации доходов и расходов, содержащихся в пояснениях к вышеназванным счетам;
-
исключения потерь, расходов и доходов, связанных с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и пр.), ранее отражаемых на счете 99 "Прибыли и убытки". Для отражения указанных операций следует использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Проведенный нами анализ изменений, внесенных в нормативные акты по бухгалтерскому учету, показывает на то, что данные изменения по большей части носят редакционный характер и не оказывает существенного влияния на порядок учета доходов и расходов.
Опубликовано:
Вестник Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров. Барнаул. - 2006.-№3-4. – с. 5-10.
Назад