С момента вступления в силу закона о консолидированной отчетности тема перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) приняла большую популярность [1]. Однако говорить о переходе не совсем верно, целесообразней говорить о реформе системы бухгалтерского учета, так как с момента принятия закона о консолидированной отчетности было принято много законных и подзаконных актов, регулирующих переход на МСФО. Наиболее важный из них закон о бухгалтерском учете, определяющий главенствующую позицию МСФО в иерархии уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета [2].
Вследствие чего, становится понятным, что МСФО должны стать акцентом не только для субъектов, которым законом вменена обязанность формирования отчетности в соответствии с международными стандартами, но и всех субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. В силу того, что МСФО уже введены в систему российского законодательства, закономерно, что в ближайшей перспективе они будут использоваться в рамках обязательного для всех российского бухгалтерского учета, в ряде случаев заменять собой российские стандарты бухгалтерского учета и отчетности или же применяться при их разработке и формировании учетной политики организаций.
Как видим, сфера применения МСФО с достаточно и так широкого круга организаций, именуемых публичными компаниями (являющимися котируемыми на российских биржах; страховыми или кредитными; и составляющими группу[i], обязанную готовить свою консолидированную отчетность), будет постепенно расширяться до всех акционерных обществ, прямым на то указанием в законе о консолидированной отчетности и всех хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет посредством конвергенции МСФО с РСБУ.
Хотя даже по действующему уже два года закону о консолидированной отчетности у общественности имеются вопросы, на которые законодатель не дал четкого ответа:
- во-первых, законом не определен круг пользователей консолидированной отчетности и становится непонятным, кому эту отчетность организации должны представлять;
- во-вторых, не формализован механизм утверждения консолидированной отчетности, в отличие от порядка утверждения индивидуальной отчетности, определенного системой законодательства, регулирующего корпоративную деятельность;
- в-третьих, размытость круга компаний, в отношении которых действует закон о консолидированной отчетности. Например, согласно неофициальному разъяснению Министерства финансов РФ организации, ценные бумаги которых котируются на иностранных биржах и организации, имеющие зависимые общества выпадают из сферы действия закона о консолидированной отчетности, в то время как официального подтверждения данного мнения не существует. Так же регуляторами не определено, как поступать кредитным и страховым организациям, или организациям которые котируются, но не имеют дочерних обществ, а, следовательно, не обязаны формировать консолидированную отчетность.
Необходимость МСФО бесспорна, и она обусловлена в первую очередь тем, что это:
- прогрессивные стандарты финансовой отчетности, при разработке которых был учтен опыт большинства развитых стран мира;
- позволяет качественно поднять уровень раскрытия информации о деятельности организации, представить пользователям отчетности политику управления компанией в условиях существующих внешних и внутренних рисков, а, следовательно, и повышает уровень полезности такой отчетности;
- приведет к сокращению уровня затрат и бюрократических издержек для многонациональных компаний в результате конвергенции национальных стандартов финансового учета и отчетности в единую систему требований;
- сделает отчетность для пользователей, вне зависимости от их месторасположения, более прозрачной и понятной, а, следовательно, они смогут самостоятельно разобраться в финансовой отчетности контрагента, потенциального объекта инвестирования или кредитора. Наиболее благоприятный эффект будет иметь применение МСФО в организациях, где собственник не имеет представителей в руководстве компании и вынужден довольствоваться информацией, получаемой из финансовой отчетности.
Преимущества перехода на МСФО понятны и обусловлены, прежде всего, глобализаций экономик.
Сегодня большинство стран во всем мире применяют МСФО. Однако, как показала практика, сам порядок перехода на МСФО может быть разный. Например, многие развивающиеся страны (Казахстан, Албания) пошли по пути отказа от национальной системы бухгалтерского учета и отчетности, вследствие недостаточности развития национальной системы учета и необходимости больших затрат на ее адаптацию, а развитые страны (Европа, США) выбрали вариант, согласно которому сохранили национальные стандарты в основном для малого и среднего бизнеса и применили МСФО только к консолидированной отчетности, обязанность составлять которую возложили на организации, представляющие общественно-экономический интерес.
Однако, многие страны, в том числе и Россия, в данный момент еще только пытаются реализовать данную задачу.
Еще в 1998 году Россией была продемонстрирована готовность перехода на МСФО в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, нашедшей свое отражение в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности на период с 1998 по 2004 г. [3]. В новой концепции, принятой в 2004 году было подтверждено, что для создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса более активно использовать МСФО [4].
Тем не менее, достаточно трудно оценить, насколько эффективен процесс перехода на МСФО в части нивелирования возможных проблем с ним связанных, так как, выбирая второй вариант перехода, необходимо было осознавать, что сам процесс адаптации будет достаточно сложным.
В качестве основных проблем, которые остались нерешенными следующие:
-
Отсутствие прозрачности – в России холдинги юридически не связаны в группы, информация о реальных владельцах бизнеса порой завуалирована. В то время как МСФО является одним из элементов выстраивания прозрачной системы, в которую входит система собственности, внутригрупповые расчеты, операции со связанными сторонами и прочее. Вводить МСФО есть смысл только тогда, когда все эти элементы выстроены понятным для инвестора и кредитора образом.
-
Требования составления индивидуальной отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета для компаний, подготавливающих отчетность по МСФО, никто не отменял. Это приводит к тому, что составители МСФО отчетности будут вести три вида учета бухгалтерский, налоговый и МСФО. При условии, что приоритет российскими организациями всегда отдавался налоговому учету, он по-прежнему будет оставаться самым приоритетным в составе видов учета.
-
Неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам. Следовательно, организации встанут перед выбором, какой из трех основных вариантов ведения учета выбрать – периодическая трансформация, параллельный учет или комплексный учет.
-
Наличие методологических и системных отличий МСФО от российского учета. Под методологическими различиями понимаются: ограниченное применение методов оценки в российском учете, неиспользование доступной оперативной управленческой информации, сильное влияние традиционных методов учета, а под системными, вызывающими наибольшие сложности, понимаются: несоблюдение принципа приоритета содержания перед формой при классификации и учете фактов хозяйственной деятельности, а также связанность используемых в учете концепций и терминов к гражданскому законодательству, которое уже не всегда способно с точностью отражать экономическую действительность.
-
Основным потребителем индивидуальной отчетности в России является регулятор, который воспринимает только русские данные. Поэтому компании привыкли формировать отчетность только потому, что так требует закон, а не для того, чтобы предоставить инвесторам информацию, позволяющую понять, стоит инвестировать или нет, и каковы риски таких инвестиций. Какова тенденция с точки зрения прибыльности бизнеса? Будет ли бизнес в будущем генерировать прибыль? Насколько он останется конкурентоспособным?
-
Восприятие организациями отчетности как инструмента налогового планирования. Она не рассматривается как источник объективной информации о деятельности компании, поэтому специалист в области бухгалтерского учета является в большей степени счетоводом, обобщающим не всегда своевременную и не всегда уже важную для управления информацию.
-
Низкий уровень управления финансовой информацией в организации. Не редко отсутствует на системной основе элементарная, базовая для финансового управления информация, например, о сроках возникновения дебиторской задолженности, графиках погашения задолженности, вернее информация есть, но она не систематизирована.
-
Восприятие МСФО как очередного требования, которому необходимо соответствовать, при этом, возможно, не уделяя должного внимания потенциальным последствиям перехода на МСФО для систем, процессов, уровня подготовки персонала и моделей бизнеса. В то время как подготовка отчетности по МСФО связано с участием всех функций управления и служб организации (руководство, бухгалтерия, управленческий учет, планирование, финансы, юридические, технические и т.п.). Внедрение МСФО сопровождается интеграцией учетной информационной системы в общую систему управления.
-
Формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики.
-
Недостаточное участие профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.
-
Низкий уровень профессиональной подготовки значительной части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО. Неподготовленный бухгалтер и аудитор не сможет работать с МСФО, и формальный, технократический подход в данном случае не применим. Невозможно грамотно подготовить полноценные комментарии к финансовой отчетности, имея лишь базовые представления об отличиях в стандартах учета и перечня требований по раскрытию информации, иначе пострадает качество отчетности. Выполнение стандартов требует глубокого понимания сути МСФО, профессионального анализа ситуации, принятия обоснованных и продуманных решений, так как они будут иметь существенные последствия для пользователей данной информации.
Из всех вышеуказанных проблем, по мнению бизнес сообщества, наиболее значимыми являются в первую очередь, нехватка кадровых ресурсов (пути разрешения данной проблемы рассмотрены в Плане мероприятий по поддержке российских предприятий при переходе на МСФО), а во вторую - несовершенство законодательной системы регулирования.
В сложившейся ситуации становится понятно, что в России применение международных стандартов далеко от идеального. И процесс конвергенции национальной системы бухгалтерского учета и отчетности вызывает у организаций как положительную, так и отрицательную реакцию.
В любом случае следует понимать, что:
-
во-первых, принятие новой системы стандартов финансовой отчетности всегда будет сопряжено со сложностями, и перечень потенциальных трудностей гораздо шире, указанного нами выше, как и круг стран, которые намереваются перейти на МСФО в ближайшем будущем;
-
во-вторых, МСФО сама по себе не панацея от всех бед, посредством которой можно прекратить отток инвестиций из России. Для увеличения инвестиционной привлекательности не достаточно только подготовить отчетность в соответствии с международными требованиями, необходимо так же решать и другие, не менее важные задачи: политические, бюрократические, коррупционные и т.п.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", принят Государственной Думой 7 июля 2010г) (с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ) // Справочная правовая система «Гарант».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года. Вступает в силу с 1 января 2013г. // Справочная правовая система «Гарант»
3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 // Справочная правовая система «Гарант»
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина Российской Федерации от 1 июля 2004 года N 180 // Справочная правовая система «Гарант»
[i]Группа в свете МСФО в своем составе имеет и головную (материнскую) компанию и дочерние компании.
Назад