Написать письмоНа главную
 
Статьи
07.11.2014 Д.Ю. Филипьев ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ – ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНА «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ».

Аннотация
 
В статье рассматривается проблемы организации внутреннего контроля на основе анализа существующих взглядов по данному вопросу и мировой практики. Путем рассуждений и результатов исследований определено содержание внутреннего контроля.
 
Текст
 
Практически все бухгалтера акцентировали свое внимание на статью 19 Федерального закона № 402-ФЗ [1], предусматривающую для всех субъектов, на которых распространяется данный закон, обязанность организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни. Причем для хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту, объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта. Исключением являются случаи, когда руководитель организации принял на себя обязанности ведения бухгалтерского учета.

Однако далеко не все специалисты знают, как это организовать на практике. Не облегчает ситуацию и мнение отдельных экспертов, подменяющих понятие и содержание внутреннего контроля другими категориями, или утверждающих, что эти функции фактически выполняют различные имеющиеся органы, например, такие как ревизионная комиссия, служба экономической безопасности, ревизоры, внутреннего аудита и т.п.

Таблица 1
Анализ подходов к формированию содержания внутреннего контроля

Определение Содержание контроля
Бухгалтерский внутрихозяйственный контроль [2, с.4] Представляет собой систему наблюдения и проверки финансово- хозяйственной деятельности организации для объективной оценки экономической обоснованности, финансовой результативности и законности принятых управленческих решений, а также для выявления отклонений от требований.
Управленческий контроль [9, с. 16] Процесс, с помощью которого менеджеры оказывают влияние на работников организации для действенного и эффективного выполнения организационной стратегии.
Контроллинг [5, с.9] Рассматривается как контроль за формированием затрат по местам их возникновения и центрам ответственности с выявлением конкретных причин отклонений от нормативной информации, определением экстенсивных и интенсивных факторов, недостатков и резервов финансово- хозяйственной деятельности.
Внутренний контроль управления рисками [6, с.76] Более высокий уровень управления рисками обеспечивается созданием системы внутреннего контроля (СВК), которая, в отличие, например, от руководителя и главного бухгалтера, занимается контролем рисков предприятия, не сочетая эту деятельность с другой.
Внутренний контроль [8, с.91]

Система внутреннего контроля включает в себя:

  • контрольную среду;
  • надлежащую систему бухгалтерского учета;
  • оценку рисков;
  • отдельные средства контроля;
  • коммуникацию;
  • мониторинг.
Внутренний контроль – структура внутренней ревизии [7, с.46] Руководство фирмы должно создать структуру для внутренней ревизии или назначить для этого отдельное должностное лицо. Все фирмы теперь обязаны осуществлять проверку не только отчетности, но и сделок, событий, операций, которые влияют на их финансовое положение и финансовый результат деятельности, а также на движение денежных средств.
Внутренний контроль в целях отмывания доходов [3, с.50] Регламентируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, и утверждаются руководителем организации.
Внутренний финансовый контроль [4, с.8] Систему внутреннего контроля можно определить как систему финансового и прочего контроля, организованную руководством в целях осуществления упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, полноты и точности документов.

Анализировать приведенные в таблице подходы не целесообразно, так как они либо не раскрывают в целом сущности внутреннего контроля, либо раскрывают только одну из его граней.

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что:
- во-первых, многими российскими предпринимателями необходимость и актуальность внутреннего контроля остается неосознанной, и бытует мнение, что руководитель в состоянии единолично контролировать весь ход организации бизнес-процессов;
- во-вторых, закон о бухгалтерском учете не устанавливает каких-либо ограничений относительно порядка, способов, процедуры осуществления внутреннего контроля.

Однако осознавая новизну темы для российской практики хозяйствования, отсутствие должного практического опыта, Министерством финансов подготовлен Проект рекомендаций в области бухгалтерского учета "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Проект транслирует общую модель внутреннего контроля, принятую в международной практике, в сравнении с которой компании и организации могут оценить собственные системы управления, основанную на анализе рисков в бизнес-процессах организации и встраивании в бизнес-процесс контролей в зависимости от выбранного метода управления рисками. Предварительный анализ проекта позволяет сделать вывод о его чрезмерной теоретизации и изложении ранее известных вопросов, рассмотренных, например, в ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Однако вопрос реализации рекомендаций на практике по-прежнему остается открытым. 

Поэтому изучать практику организации внутреннего контроля, а так же исследовать его необходимость и актуальность для любого предприятия, можно только опираясь на опыт зарубежных компаний.

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? 
Как известно, любая деятельность хозяйствующего субъекта происходит в рамках двух систем: операционной и системы контроля. Первая из них направлена на формирование и реализацию определенных руководством (собственником) целей, а вторая - на создание условий, увеличивающих вероятность достижения поставленных целей.

Фактически под контролем принято понимать процесс регулирования деятельности хозяйствующего субъекта способом, позволяющим получить уверенность в том, что установленные показатели деятельности не претерпят существенных отклонений, а сама деятельность будет эффективной.

Как известно хозяйствующий субъект в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности подвергается различным видам внешнего контроля имеющего своей целью либо установить соответствие осуществляемой деятельности требованиям действующего законодательства, либо подтвердить достоверность показателей бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. При этом первый из них влечет к негативным финансовым последствиям, посредством применения контролирующими органами к хозяйствующему субъекту штрафных санкций.

Несмотря на то, что вышеуказанные задачи характерны и для внутреннего контроля он приобретает наибольшее значение так как, осуществляется в интересах и силами самого хозяйствующего субъекта путем непрерывного, сплошного наблюдения за бизнес-процессами на всех этапах их осуществления с целью выявления негативных последствий и резервов. Иными словами внутренний контроль – это контроль изнутри хозяйствующего субъекта.

Так что же представляет собой внутренний контроль?
Наиболее ёмкое и в тоже время лаконичное понятие внутреннего контроля приведено в документе, подготовленном рабочей группой под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссией Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) в 1992 году,  под названием "Интегрированная концепция внутреннего контроля" (Internal Control - Integrated Framework) (далее по тексту концепция COSO).

Основное значение концепции COSO заключается в закреплении ответственности за состоянием контроля в обществе за его исполнительным органом и определении понятия и ключевых моментов внутреннего контроля.

Согласно COSO, под внутренним контролем понимается процесс, осуществляемый высшим органом предприятия (определяющим его политику), его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием определенных целей:
а) предупреждения процесса образования ошибок в отражении фактов хозяйственной жизни или обнаружении их;
б) повышения результативности осуществляемых операций и эффективности использования всех видов ресурсов;
в) соответствия осуществляемой деятельности политике и планам хозяйствующего субъекта;
г) повышения эффективности управления организацией и её структурными подразделениями;
д) ограничения рисков коммерческой деятельности;
е) соблюдения менеджерами требований действующего законодательства и нормативных актов, профессиональных стандартов деятельности и норм профессиональной этики, локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.

Таким образом, внутренний контроль - это система процедур, направленных на обеспечение гарантий достижения целей компании.

Где необходимо контролировать?
Бизнес-процессы, в которых сосредоточены риски и угрозы, влекущие возможность возникновения убытка или ущерба (тормозящую силу (слабые стороны + угрозы) и движущую силу (сильные стороны + возможности)).

Кто должен осуществлять контроль?
Не отдельный орган в рамках компании, а её высший орган, определяющий политику, её топ-менеджмент и все другие сотрудники (исполняющие контрольные функции в соответствии с должностными обязанностями, профессиональной компетентностью и нормами профессиональной этики).

Когда должен осуществляться внутренний контроль?
Процесс включает в себя комплекс действий по непрерывному, сплошному наблюдению за бизнес-процессами на всех этапах их осуществления.

Как должен осуществляться контроль (процедуры)?
Состав контрольных действий широк и зависит от риска или угрозы, которые необходимо снизить или исключить.

Каким образом реализуется концепция внутреннего контроля?
Реализация внутреннего контроля осуществляется путем организации системы внутреннего контроля (всеобщей системы).

Согласно концепции COSO система внутреннего контроля, должна состоять из пяти взаимосвязанных компонентов:
1.       контрольная среда и нравственный климат – включающие в себя этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий, политика распределения обязанностей, кадровую политику и т.д.,
2.       оценка риска – сформировавшаяся в организации политика идентификации рисков и управления ими,
3.       мероприятия контроля – состав и вид контрольных процедур, определенных исходя из качества риска или угрозы и принятой политики управления ими,
4.       сбор и анализ информации и передача ее по назначению,
5.       мониторинг и исправление ошибок – порядок и качество реализации функции внутреннего аудита.

Модель системы внутреннего контроля напрямую обуславливается степенью сложности организационной структуры хозяйствующего субъекта, численностью персонала, разветвленностью сети филиалов и подразделений и другими характеристиками хозяйствующего субъекта в целом.

При формировании системы внутреннего контроля хозяйствующим субъектам следует учитывать, что формирование системы не является самоцелью, так как система внутреннего контроля, как и любая другая система не может обеспечить полное предотвращение отклонений, ошибок или других неэффективностей. Основной целью формирования, а, следовательно, и функционирования системы внутреннего контроля является её способность обеспечивать превентивность контроля, сосредоточенного не на количестве контролей тех или иных операций, а на качестве процесса (конструкции и механизме реализации) осуществления данных операций.

Как видим, модель внутреннего контроля с одной стороны сложна, в части построения, а с другой достаточно проста, в части функционирования. И не ограничивается ни созданием ревизионного подразделения, ни формализацией положения о внутреннем контроле, ни бухгалтерским учетом, ни системой управления рисками, ни чем иным, о чем говорилось ранее, когда рассматривались взгляды на содержание внутреннего контроля, а представляет собой функцию, охватывающую весь процесс финансово хозяйственной деятельности, напрямую связанную с управлением и зависящую от качества управления.
 
Список литературы
1. О бухгалтерском учете. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.07.2013)]. // Российская газета. - 09.12.2011. - N 278. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
2. Белобжецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит: В 2 ч. - М.: Бухгалтерский учет, 1994. - 4 . 1 . -128 с.
3. Владова О.Г. Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2013. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
4. Кириченко М. Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. 2013. N 11. С. 8 - 9.
5. Некравцев В.А. Аудиторская служба: организация, деятельность, услуги / В. А. Некравцев. - Нижний Новгород, 1993. - 54 с.
6. Орлова О.Е. Внутренний контроль рисков предприятия // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. N 7. С. 76 - 86.
7. Позднякова В. Самопроверка по принуждению // Расчет. 2013. N 3. С. 46 - 48.
8. Семенова Д.О. Внутренний контроль операций бухгалтерского учета и отчетности в страховой организации // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2013. N 1. С. 89 - 96.
9. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.М.Петрачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993. 


Опубликовано: Актуальные проблемы и перспективы финансово-экономического образования: всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов и магистрантов (6-7 ноября 2013г.)/ коллектив авторов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. с. 191-198

Назад